Суббота, 18.05.2024, 13:42
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ "Верх-Карагужская основная общеобразовательная школа"

Копилка учителя русского языка и литературы

Самоанализ урока литературы в 6 классе

Растворовой П.Н., учителя русского языка и литературы  

  В классе – 4 чел., из них 2 девочки и два мальчика. Не у всех одинакова мотивированность на учебу. Одна ученица ходит в школу с целью поиграть, пообщаться с другими детьми. Мальчики учатся, потому что их заставляют родители. Из всего класса одна только девочка читает с большим интересом, всегда активно участвует в анализе произведения. Для меня как учителя она опора, помощница в подготовке, организации и проведении урока. Вообще дети этого класса любят литературу, но не любят читать, хотя читать стараются выразительно, чтобы донести до слушателей смысл прочитанного, что и показали на уроке. Ученики могут определить тему текста, отрывка из текста, но не могут определить его смысл. Только с моей помощью составляют портрет героя, оценку его действий. Неплохо находят в тексте изобразительно-выразительные средства, но их роль определить им пока не под силу. Они хорошо запоминают события в произведении, но в силу своего возраста слабо владеют анализом. Так же слабо развит кругозор моих учеников. Они не ориентируются в периодах истории, литературы. Часто путают исторические события, приписывая их не тому веку. Тема урока: «Повесть временных лет». «Сказание о Кожемяке». «Сказание о белгородском киселе». Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала. Выбрала этот тип урока по той причине, что мы только что начали изучение раздела литературы «Древнерусская литература»; с произведениями, заявленными в теме урока, ученики никак еще не знакомы. Знания кое-какие о Древней Руси дети имеют, но с литературой данного периода не знакомы. Работаю по учебнику «Литература. 6 класс»: В.П. Полухина, В.Я. Коровина, М.: Просвещение, 2009. В 2008-2009 году работала по учебнику Курдюмовой, но это учебник для ученика, хорошо знающего русскую историю. Прежде, чем начать изучение произведения, нужно было много времени уделить словарной работе, потому что наши дети не знают или не помнят слов «опричник», «длань» и других. На это уходило много драгоценного времени, поэтому с 2009-2010 учебного года перешла на учебники линии В.Я Коровиной. Цель урока: дать понятие о древнерусской летописи, рассмотреть стилистические особенности «Сказания о Кожемяке» и идейно-художественные особенности «Сказания о белгородском киселе». Задачи. Обучающая: - научить анализировать текст, поступки и характеры героев «Сказаний..»; развивающая: - продолжить развитие устной речи; воспитательная: - воспитывать чувство патриотизма, любовь к Родине. Структуру урока выбрала традиционную. Этапы урока: 1) психологический настрой учеников на более активную деятельность на уроке, тема, цели урока; 2) проверка ЗУНов, дом. задания в форме индивидуальной работы у доски (2 ученика) и фронтальной работы – беседы – с остальными учениками класса; 3) изучение нового материала сопровождалось презентацией, что активизировало детей, расширяет их кругозор о литературе, истории, мире вообще. 4) обобщение и систематизация знаний; первичное закрепление во фронтальной форме – беседе - с целью обобщения материала, чтения заранее написанных учениками сказаний. 5) проверка усвоения материала; 6) итоги урока, рефлексия: 7) домашнее задание с комментированием. С моей точки зрения оптимально по времени, результативности прошли все этапы урока, однако этап первичного закрепления учебного материала несколько затянулся – всем хотелось прочитать свои сказания, времени было мало, и я не планировала чтение сказаний всеми учениками. Сказания двух учеников я проверила после уроков. Использовала традиционную и информационные технологии, также все заявленные в конспекте урока приемы и методы работы на уроке. Итоговая беседа, рефлексия показали, что ученики поняли тему, осмыслили идею произведения, прониклись чувством гордости за героев сказаний. Весь материал урока был изложен доступно, последовательно и логично, был связан с жизнью. В целях оздоровления детей провела и провожу на каждом уроке в 5, 6 классах физкультминутки.


Самоанализ работы

Растворовой Павлы Никандиновны, учителя русского языка и литературы Я, Растворова Павла Никандиновна, 1955 года рождения, образование высшее (закончила в 1980 году историко-филологическое факультет Горно-Алтайского государственного педагогического института, по окончании которого получила Диплом, свидетельствующий о присвоении квалификации учителя русского языка и литературы. Один учебный год проработала в Горно-Алтайской школе №4 учителем русского языка и литературы. По семейным обстоятельствам переехала в Майминский район и с 1992 года работаю в МБОУ "Верх-Карагужская ООШ" по специальности. Педагогический стаж – 21 год. С 1997 года я учитель I квалификационной категории. Регулярно повышаю свою квалификацию: - Июнь 2008 года в ИПКРО РА по теме – 72 часа. - Октябрь 2010 года в ИПКРО РА по теме «Проблемы преподавания русского языка и литературы в условиях модернизации образования» - 72 часа. - Март 2011 года в ИПКРО РА по теме «Система подготовки к государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку и литературе в 2011 году» - 8 часов. Подготовила проект по теме «Парад ребусов». - Октябрь 2011 года в ИПКРО РА по теме «Совершенствование профессионального уровня учителя-словесника в условиях реализации ФГОС» - 72 часа. - Июль 2012 года в Министерстве образования, науки и молодежной политики РА по теме «Методические рекомендации по работе в 5 классе по методическому комплекту С.И. Львовой» - 2 дня. В своей педагогической деятельности использую классно-урочную и лекционно-семинарскую формы организации учебных занятий. Использую уроки классического типа: вводный урок, тренировочный урок, контрольный урок, урок закрепления знаний, умений и навыков, урок самостоятельной работы, урок с использованием ИКТ, урок практической работы, комбинированный урок, урок повторения и обобщения; уроки нетрадиционного типа: урок фантазирования, урок-соревнование, урок открытых мыслей, урок-турнир, урок-диспут, урок- эврика, урок-зачет, урок творчества, урок-спектакль, урок-конкурс, урок-конференция, интегрированный урок, урок-игра, урок-сказка, элементы урока взаимообучения, урок КВН, урок-путешествие, аукцион знаний. Проводимые мною уроки разнообразны по типу, по методике в зависимости от содержания материала, от возможностей учащихся, от дидактических целей. Они отличаются четкостью, организованностью, рациональным использованием учебного времени. Особое внимание уделяю выработке у учащихся навыков работы с текстом, способствую развитию речемыслительных способностей обучающихся, требую знания учащимися орфограмм, пунктограмм и умения их применять. Также большое внимание уделяю развитию навыка осознанного чтения. В связи с этим в 5,6 классе в начале каждого урока русского языка и литературы пять минут уделяю жужжащему чтению и беседе, в ходе которой дети продолжают осмысливать прочитанный текст, разбираться в его содержании, композиции, героях. С этой же целью в течение урока стараюсь использовать все виды чтения. Использую различные формы проверки знаний: диктант, самостоятельная и контрольная работа, работа по карточкам, тестирование, индивидуальная работа у доски, тесты. С целью предупреждения утомления и переутомления на уроке применяю чередование видов деятельности, физкультминутки, минутки эмоциональной разрядки. Во время контрольной работы, проверки техники чтения ученики под моим руководством выполняют и артикуляционные упражнения и упражнения на развитие моторики рук. С 5 класса постепенно готовлю обучающихся к итоговой (государственной) аттестации. Самостоятельно подготовила контрольные тесты, использую тесты учителей из Интернета, которые провожу после каждой темы с целью определения восприятия обучающимися пройденной темы, ее понимания и применения в собственной практике на уроках. Также с 5 класса обучаю искусству написания сочинения, большее внимание уделяю работе над сочинением-рассуждением. В этом мне помогает книга Т.И. Павловой «Учимся писать сочинение-рассуждение». С первых уроков в 5 классе организую систематическое повторение изученного материала во фронтальной, индивидуальной, групповой формах работы. Стараюсь следовать СанПину в части требований к объему домашнего задания. Дифференцирую его и разноображу – дети дома с родителями выполняют упражнения, составляют загадки, пословицы, поговорки, ребусы, викторины и кроссворды, лингвистические сказки, выполняют небольшие исследовательские задания, готовят презентации, читают тексты и фантазируют. Большое внимание уделяю этапу актуализации пройденного материала, в ходе которого не только проверяю выполнение домашней работы, но и работу со словарными словами – значением, произношением, сочетаемостью с другими словами, формами слов. Требую обязательного выполнения грамматического задания, работаем с мини-текстами. Повторяем и теоретический материал устно, письменно в форме мини-тестов, составления кластеров, фиш-боунов, синквейнов. Работаю дополнительно не только со слабоуспевающими учащимися, но и с теми, кто проявляет интерес к моим предметам. Индивидуальная работа с мотивированными на учебу детьми принимает различные формы: выполнение в классе дополнительных заданий, стимулирование обучающихся для работы с лингвистическими словарями, предложение творческих, исследовательских заданий, заданий конкурса «Русский медвежонок», отгадывание ребусов, загадок, метаграмм, анаграмм и их самостоятельное составление в домашней работе, подготовка ими презентаций по литературе, знакомство учащихся с дополнительной литературой по предмету. Обучение позволяет существенно повысить качество знаний, сделать его интересным, за счет включение детей в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. В результате эффективно развивается мышление и речь детей, формируются деятельностные способности и качества личности, возрастает познавательный интерес. Учение для них приобретает личностно значимый смысл. Постоянно стремлюсь повысить качество преподавания своего предмета, добиваясь высоких результатов в обучении, воспитании и развитии учащихся. Эффективность работы подтверждается результатами итоговых оценок (русский язык - уровень обученности – 96%, качество знаний –54 %, литература – уровень обученности – 100%, качество знаний – 78%.), контрольных срезов знаний (средний балл за последние три года –3.8), итогами экзаменов в традиционной и новой форме в 9 классе (средний балл –4.4). Мои ученики принимают участие в олимпиадах по предмету, показывают неплохие результаты. В 2010 – 2011 учебном году во II этапе всероссийской олимпиады школьников участвовали Сабельфельд Н., ученица 8 класса, Савельева Н., ученица 9 класса, которые, показав хороший результат, набрали соответственно 34 и 43 балла. Так же активно мои ученики принимают участие в международном конкурсе-игре "Русский медвежонок". Результативность моей педагогической деятельности подтверждают пятеро из семи выпускников 9 класса 2012 года, подтвердившие «4» на экзамене по русскому языку в средние специальные учебные заведения. Об интересе учащихся к преподаваемым мною предметам свидетельствует и тот факт, что мои выпускники выбирают специальности, связанные с изучением русского языка и литературы, в вузах и средних специальных учебных заведениях – Каптяева М. учится в ГАГУ на учителя русского языка и литературы, Савельева Н. – на учителя начальных классов в педколледже. Для подготовки к урокам активно применяю компьютерные программы Microsoft Office Word, Microsoft Office PowerPoint, Microsoft Office Excel, и другие, использую мультимедийные диски («Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»), с помощью этих программ создаю собственные презентации, практически к каждому уроку литературы у меня они подготовлены. Использую уже готовые мультимедийные презентации на уроках русского языка и литературы, а также и во внеклассных занятиях. Много внимания уделяю информационным технологиям, так как это приоритетное направление в работе нашей школы. Информационно – коммуникационные технологии применяются мною системно при изучении практически любого материала. В учебно-воспитательном процессе использую групповые технологии, индивидуальные, классно-урочные технологии, творческие, объяснительно-иллюстративные технологии, а также классная, групповая, индивидуальная и коллективная формы организации обучения и воспитания. Для оптимизации образовательного процесса применяю технологию развития критического мышления через чтение и письмо, тестовую и игровые технологии при преподавании уроков и во внеурочной деятельности по предмету. Для учеников, особенно в 5 классе, работа с теоретическим материалом учебника - дело тяжелое и утомительное, удовлетворительные результаты достигаются далеко не сразу. Поэтому наряду с традиционными формами работы над текстом использую и игровые формы: «Вопросы- ответы», «Угадай-ка», «Заголовки», «Рассыпанный текст», «Рассыпанные иллюстрации», «Конкурс на лучшего толкователя слов», «Инсценирование», «Парады книг, героев, авторов», «Ролевая игра»иИ другие. Запоминанию новых понятий, лучшему пониманию определений помогают отгадывание и составление кроссвордов. Грамотность речи, которую слышат дети, часто не высока, поэтому я в своей работе постоянно обращаю внимание учащихся на образцы чтения мастерами художественного слова, систематически тренирую детей в грамотном чтении заданий к упражнениям, текстов и формулировок правил. Ученики моих классов активно участвуют во внеклассной работе по русскому языку и литературе. Это и вечера, КВН, олимпиады, викторины, предметные недели, конкурсы чтецов. Ребята очень любят разгадывать и составлять кроссворды, ребусы. Провожу конкурс на самого грамотного ученика, на лучшую тетрадь, собираю лучшие сочинения. Все это позволило повысить качество знаний, активизировать деятельность обучающихся на уроках русского языка и литературы, что видно из следующей таблицы. Русский язык. 2009-2010 2010-2011 2011-2012 Класс «5» «4» «3» Ср. балл Класс «5» «4» «3» Ср. балл Класс «5» «4» «3» Ср. балл 5 - 2 2 3,5 8 - 3 2 3,6 5 - 2 2 3,5 7 2 3 - 4,4 9 - 4 - 4 9 - 2 5 3,3 9 - 3 2 3,6 10 - 2 - 4 Регулярно провожу открытые уроки с использованием ИКТ, охотно делюсь наработанным опытом с коллегами. С целью обмена опытом выступала с докладами на заседаниях методического объединения учителей русского языка и литературы по вопросам: «Итоги использования информационных технологий на уроках русского языка и литературы», «Элементы технологии развития критического мышления через чтение и письмо», « Дидактические игры на уроках русского языка и литературы», «Нестандартные уроки и их особенности», « Использование ИКТ в работе с одаренными детьми», «Продуктивные приемы, методы работы на уроке и другие; а также на заседаниях педсовета по теме «Формирование когнитивных навыков обучающихся 5-9 классов на уроках русского языка и литературы в режиме современных педагогических технологий», «Системно-деятельностный подход – залог успешности учеников, повышения качества знаний обучающихся» и другие. На протяжении ряда лет являюсь активным участником районного методического объединения учителей русского языка и литературы. На заседаниях РМО делюсь опытом работы по реализации методической темы, выступаю с докладами на секционных занятиях по темам "Использование ИКТ в обучении русскому языку и литературы», « Урок-презентация" и другие. Была членом экспертных групп второго этапа всероссийской олимпиады школьников, научного общества учеников. Стараюсь повышать свой методический уровень, выписываю, покупаю и читаю методическую литературу, программное обеспечение, систематически прохожу курсы повышения квалификации, занимаюсь самообразованием, осваиваю новые средства обучения – проектор, на компьютере работаю с 2006 года. Пятый год являюсь классным руководителем. За это время мною проведено много интересных и полезных воспитательных мероприятий: конкурсов, викторин, КВН, вечеров, диспутов, тематических классных часов, встреч с интересными людьми, бесед, мастер-классов по профессиональной ориентации школьников. Ученики моего класса принимают активное участие во всех общешкольных и районных мероприятиях, посещают спортивные секции и кружки. Нами совершены экскурсии в разные учреждения города, района и нашего села: в ГАГУ, в республиканский драмтеатр, в сельские администрацию, фельдшерский медицинский пункт, библиотеку. Занимаюсь диагностической деятельностью. Провожу анкетирование и микро-исследовательскую работу. Исследую уровень воспитанности учащихся, память учащихся, уровень развития самооценки, уровень сплоченности классного коллектива, уровень мышления, уровень проявления формирующегося характера подростков, дифференцирую семьи учащихся по морально-психологическому климату, составляю карты изучения условий и проблем семейного воспитания и т.д. Наладила деловые отношения с родителями учеников. Выступаю с беседами на родительских собраниях, провожу тренинги для родителей. Темы родительского лектория: «Почему дети плохо учатся?», «Роль родителей в подростковом возрасте», «Режим дня школьника», «О вреде курения», «Дети и алкоголь», « Друзья моего ребенка. Кто они?», « Как отвлечь ребенка от компьютерных игр». Анализируя свои уроки, я часто задаю себе такие вопросы: «Как вызвать и сохранить интерес к моим предметам», «Что интересует моих учеников?», «Как зародить в них творчество?». Я убеждена, что каждый ребенок обладает громадным нераскрытым потенциалом творческих возможностей, своей педагогической деятельностью стараюсь и буду стараться помочь детям осознать это и реализовать свой интеллектуальный потенциал. «Учение – это труд души, ума, тела», - сказал Б.И. Коротяев.  




Урок литературы в 6 классе

Тема: «Слово о поэте И. И. Дмитриеве. Тема противопоставления труда и безделья в басне «Муха».

Цель: знакомство с жизнью и творчеством И.И. Дмитриева, поэта конца XVIII начала XIX века.

Задачи:

1.       Кратко познакомиться с жизнью и творчеством И.И. Дмитриева;

2.        Определить идейно-тематическое своеобразие басни И.И. Дмитриева «Муха».

Оборудование:

1.       Мультимедиа аппаратура для показа презентации «Басня И.И. Дмитриева «Муха».

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Педтехнология: традиционная с элементами информационной, РКМЧП.

Ход урока:

      I. Этап актуализации прежних знаний.

      1.Проверка выполнения домашнего задания.

       - В чем мудрость русского фольклора?

      - Зачитайте выписанные устаревшие слова. Значения всех слов вы знаете?

      - Какими веками в русской литературе определяется устное народное творчество?

      - Нарисуем фишбоун для ориентации в этапах развития русской литературы. Оправной точкой на схеме будет XII век – время создания «Повести временных лет». И период XII - XVII как время бытования русского народного творчества.

      I. Слово учителя  о XVIII веке.  

       Сегодня мы с вами как волшебники на ковре-самолете перенесемся из XII в  XVIII век, сразу через шесть веков, которые наполнены самобытной литературой (к ней мы обратимся в следующих классах). Внимательнее присмотримся к XVIII веку.

       —Какие события происходили? Какие цари царствовали? Какие выдающиеся люди жили?

       — О каком писателе этого века мы говорили в 5 классе? Какое из его произведений читали?

(Басня М. В. Ломоносова «Случились вместе два Астронома в пиру...».

      2.Продолжим работу над схемой.

       Слайд 1. Отметим в XVIII веке годы жизни Ломоносова (1711—1765), его басню «Случились вместе два астронома в пиру…».

       — Кто из известных вам писателей и поэтов (в том числе и баснописцев) родился в этом же веке?

       (И. А. Крылов (1769), В. А. Жуковский (1783), А. С. Пушкин (1799). Слайд 2.

       Продолжение слова учителя. Этот век был богат выдающимися событиями и удивительными историями. В то время жили интереснейшие образованные люди. В России образованными людьми были в основном дворяне. Сегодня мы познакомимся с одним из таких людей, другом Н. М. Карамзина и учителем И. А. Крылова в жанре басни. Зовут его Иван Иванович Дмитриев.

Слайд 3.

      II. Этап изучения нового материала.

       1.Чтение статьи учебника.

       2. Слово учителя. В 14 лет И. И. Дмитриев с братом были определены в полковую школу Семеновского гвардейского полка, где главными предметами были Священная история, русский язык, математика, география и рисование.

       Сочинять стихи и печататься Дмитриев начал в 17 лет.

       В военной службе Дмитриев достиг чина капитана гвардии, что соответствовало подполковнику в пехоте или кавалерии.

       После внезапного обвинения и оправдания в 1797 году Павел I осыпает Дмитриева милостями и назначает на важные государственные должности. Так начинается недолгая штатская служба писателя, он выходит в отставку в 1799 году.

       Когда на престол восходит внук Екатерины II Александр I, И. И. Дмитриев надеется на перемены в обществе и снова начинает штатскую службу. Как и Г. Р. Державин за 8 лет до него, И. И. Дмитриев становится министром юстиции.

       В конце жизни И. И. Дмитриев написал мемуары «Взгляд на мою жизнь», где рассказал не только о своей жизни и литературной деятельности, но и о наиболее важных событиях литературной и общественной жизни XVIII века.

2.       Чтение басни «Муха» учителем.  Слайды 4-6.

III. Первичное закрепление нового материала.          

3.        Беседа на основе вопросов учебника (ч. 1, с. 30, 1-й и 2-й вопросы).

4.       Чтение комментария В. И. Коровина (с. 28—29).

5.       Обучение выразительному чтению.

6.       Самостоятельная работа.

1)      Придумать и описать ситуацию, в которую можно было бы включить выражение басни «Мы пахали!».

IV. Итоги урока в форме рефлексии. Слайд 7.

V. Домашнее задание:

1.       Выучить наизусть басню И. И. Дмитриева «Муха».

2.       Повторить понятия: УНТ басня,  мораль.




Форма входа
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0